[H-L-L.ru] |
Форма входа |
Меню сайта |
Главная » Статьи » Лекции по C++ » 6. Указатели.Динамическое распределение памяти |
Любой объект программы (переменная, массив, функция и т. д.) имеет имя и занимает в памяти определенную область. Местоположение объекта в памяти определяется его адресом. Обращение к объекту можно осуществить по его имени или косвенно, через адрес. Обращение к объекту через адрес осуществляется с помощью переменной-указателя, связанного с объектом. Указатель хранит адрес объекта (или, иначе, адрес ячейки памяти, с которой начинается объект). Для описания указателей используется операция косвенной адресации *. Например, указатель целого типа uk описывается так : int *uk. Унарная операция &, примененная к некоторой переменной, показывает, что нам нужен адрес этой переменной, а не ее текущее значение. Если переменная uk объявлена как указатель, то оператор присваивания uk=&x означает: "взять адрес переменной x и присвоить его значение переменной указателю uk". Теперь к переменной x можно обратиться как *uk. В одной программе можно переопределять указатель, присваивая ему разные адреса. Тогда одна и та же переменная будет использована для обращения к разным объектам. Такой стиль обращений используется, однако, редко. Чаще, указатели используются при работе с массивами, символьными строками, зарезервированными областями памяти и объектами, память для которых выделяется динамически во время выполнения программы (п. 2.3). Итак, указатели предназначены для хранения адресов областей памяти. В C++ различают три вида указателей – указатели на объект, на функцию и на void, отличающиеся свойствами и набором допустимых операций. Указатель не является самостоятельным типом, он всегда связан с каким-либо другим конкретным типом объекта. Указатель на объект содержит адрес области памяти, в которой хранятся данные определенного типа (основного или составного). Объявление указателя на объект (в дальнейшем называемого просто указателем) имеет вид: тип *имя; где тип – тип объекта, на который ссылается указатель. Он может быть любым, кроме ссылки и битового поля, причем тип может быть к этому моменту только объявлен, но еще не определен (следовательно, в структуре, например, может присутствовать указатель на структуру того же типа). Символ "звездочка" сообщает компилятору, что объявленная переменная является указателем. Независимо от типа объекта, для указателя резервируется два или четыре байта в зависимости от используемой модели памяти. Пример объявления указателей на переменные целого типа: int *pi, *pbi, *pci; Звездочка относится непосредственно к имени. Поэтому для того, чтобы объявить несколько указателей, требуется ставить ее перед именем каждого из них. Существует соглашение: имя указателя начинать с буквы p. Это облегчает чтение программы. При объявлении указателя надо стремиться выполнить его инициализацию, то есть присвоение начального значения. Непреднамеренное использование неинициализированных указателей – распространенный источник ошибок в программах, который может привести к аварийному событию. Инициализатор записывается после имени указателя либо в круглых скобках, либо после знака равенства: тип *имя указателя = инициализирующее выражение; тип *имя указателя (инициализирующее выражение); Существуют следующие способы инициализации указателя: 1.Присваивание указателю адреса существующего объекта: – с помощью операции получения адреса: int a = 5; // целая переменная int *р = &а; //в указатель записывается адрес а int *р (&а); // в указатель записывается адрес а другим способом – с помощью значения другого инициализированного указателя p: int a = 5; int *р = &а; int *pr = р; //pr тоже указатель на a – с помощью имени массива : int b[10]; // массив int * pb = b; // присваивание адреса первого элемента массива 2. Присваивание указателю адреса области памяти в явном виде: char *pv = (char *)0xB8000000; Здесь 0xB8000000 – шестнадцатеричная константа (начальный адрес видеопамяти ПЭВМ ), (char *) – обязательная операция приведения типа: константа преобразуется к типу указателя ( char *). Таким образом, определяется, что в эту ячейку памяти будет записан код переменной типа char. 3. Присваивание пустого значения: int *psuxx = NULL; int *prulez = 0; В первой строке используется константа NULL, определенная в некоторых заголовочных файлах С как указатель, равный нулю. Рекомендуется использовать просто 0, так как это значение типа int будет правильно преобразовано стандартными способами в соответствии с контекстом. Поскольку гарантируется, что объектов с нулевым адресом нет, пустой указатель можно использовать для проверки, ссылается указатель на конкретный объект или нет. После определения указателя и его инициализации адресом переменной или адресом области памяти, указатель можно использовать для записи и чтения значения, находящегося по этому адресу. Для этого применяется операция разыменования ' * ' ( получение значения через указатель ). Пример: int a; // целая переменная int *р = &а; //в указатель записывается адрес а *p = 5; //через операцию разыменования указателя переменной a присвоено значение 5 cout<< *p; // вывод значения переменной a через указатель но cout<< p; // вывод адреса переменной a Выражение *p обладает в данном случае правами имени переменной a и может использоваться везде, где допустимо использование имен объектов того типа, к которому относиться указатель. С помощью указателя можно записать и считать значение непосредственно из ячейки памяти с заданным адресом: char *pv = (char *)0xB8000000;// присваивание указателю адреса области памяти в явном виде *pv = '+'; // запись в ячейку с адресом 0xB8000000 символа + char v = *pv; // присваивание v значения из ячейки с адресом 0xB8000000, значение будет представлено в символьном виде Можно определить неизменяемый (константный) указатель. При инициализации ему присваивается значение адреса, которое невозможно изменить. То есть константный указатель всегда связан с конкретным фиксированным адресом участка основной памяти и является как бы его именем. Определение константного указателя имеет следующий формат: тип *const имя указателя инициализатор; Пример: char *const key_byte = (char*)1047; Значение указателя key_byte невозможно изменить, он всегда указывает на байт с адресом 1047. Содержимое участка памяти связанного с константным указателем с помощью разыменования можно читать и изменять.
char *const key_byte = (char*)1047; cout<<"\nbyte key: "<< *key_byte; *key_byte = 'Ё'; cout<<"\nbyte key: "<< *key_byte;
Попытку изменить значение самого константного указателя, т.е. операцию вида key_byte = NULL; не допустит компилятор и выдаст сообщение об ошибке. Можно определить указатель на константу. Формат определения: тип const *имя указателя инициализатор; В этом случае значение переменной, хранящейся по адресу связанному с указателем невозможно изменить через операцию разыменования. Пример: const int zero = 0; //определение константы int const *pconst = &zero; //указатель на константу 0 Операторы вида *pconst = 1; cin>>*pconst; недопустимы, так как каждый из них – попытка изменить значение константы 0. Однако операторы pconst = &a; pconst = NULL; допустимы, так как разрывают связь указателя pconst с константой 0, но не меняют значение этой константы. Можно определить константный указатель на константу. После инициализации такого указателя невозможно изменить ни адреса, связанного с указателем, ни значения записанного по этому адресу с помощью разыменования указателя. Например: const float pi = 3.141593; float const *const ppi = π Можно определить указатель на указатель и т.д. сколько нужно раз. В следующей программе определены такие указатели и с их помощью выполнен доступ к значению переменной:
int i = 77; int *pi = &i; int **ppi = π int ***pppi = &ppi; cout<<"i = "<< ***pppi;
Указатель на тип void применяется и тех случаях, когда конкретный тип объекта, адрес которого требуется хранить, не определен (например, если в одной и той же переменной в разные моменты времени требуется хранить адреса объектов различных типов). Указателю на void можно присвоить значение указателя любого типа, а также сравнивать его с любыми указателями, но перед выполнением каких-либо действий с областью памяти, на которую он ссылается, требуется преобразовать его к конкретному типу явным образом. Возможности связывания указателя void * с объектами разных типов показаны в следующей программе:
void *pv; int i = 77; float f = 2.3456; cout<<RUS("\nНачальное значение pv = ")<< pv; pv = &i; //работаем с переменной типа int cout<<"i = "<< *(int *)pv; //перед разыменованием явное приведение типа указателя к типу int pv = &f; // работаем с переменной типа float cout<<"f = "<< *(float *)pv; //перед разыменованием явное приведение типа указателя к типу float Источник: указатели c++ объявление адрес переменной присваивание адреса константа | |
Всего комментариев: 0 | |